Понедельник, 29.04.2024, 14:20Приветствую Вас Гость | RSS
Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей
Меню сайта
Форма входа

Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА предмета «Физическая культура в начальных классах»
[ Скачать с сервера (1.59 Mb) ] 03.08.2012, 10:42
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
предмета «Физическая культура в начальных классах»

На уроке физической культуры подбор упражнений и подвижных игр осуществляется с учетом задач урока, содержания основного учебного материала, возможностей школы и интересов учащихся. В содержании урока подвижные игры следует включать в различные его части. В основном они должны применяться в основной части урока. Подбирая игры для урока, учитель должен учитывать его задачи, учебный материал, намеченный планом, физическую нагрузку в игре, условия работы.
Все упражнения по обучению двигательным навыкам, которые предлагает учащимся учитель, могут быть использованы для развития двигательных качеств. Это еще раз подтверждает мысль о том, что при обучении двигательным навыкам может быть использован метод сопряженного обучения: можно одновременно обучать двигательным навыкам и развивать определенные физические качества. Здесь все зависит от количества повторений и использования метода обучения. В них могут играть все школьники, независимо от имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
В подвижной игре «Штандр» могут участвовать много детей. Выбирается считалками один водящий, который в руках держит мяч. Все играющие смотрят на водящего – он подбрасывает мяч (лучше волейбольный, но можно и резиновый) сильно вверх. В этот момент все играющие разбегаются. Как только водящий ловит мяч, он кричит: «Штандр!». Все должны остановиться на месте, где их застала команда. Водящий старается мячом осалить кого-либо из играющих. Осаленный становится водящим, а водящий пополняет команду играющих, и игра продолжается.
Игра может идти до тех пор, пока она вызывает интерес. На уроке физической культуры эта игра проводится на спортивной площадке и длится до 3–5 минут. Разбегающихся игроков можно ограничить размером площадки.
Очень хорошо развивает внимание и реакцию на команду школьников игра «Вороны и воробьи». На ограниченной площадке проводится линия – 10–15 м. Все играющие делятся на две команды и встают спиной друг к другу на расстоянии 1 м. Одни становятся «воронами», а другие – «воробьями». Учитель или руководитель произносит: «вороны» или «воробьи», выделяя последние слоги. Если называют «ворон», то убегают те, кто является «воронами», а «воробьи» догоняют и салят «ворон». Руководитель считает осаленных. Игру можно проводить на уроке физической культуры в подготовительной части или в начале основной. Кроме этого, ее можно использовать и в группе продленного дня.
В подвижной игре «Обгони соперника» играющие делятся на две команды, равные по количеству. Все игроки выстраиваются на одной линии и рассчитываются по порядку. Перед играющими проводится стартовая линия. Между командами с мячом в руках размещается учитель. Называя тот или иной номер, учитель бросает вперед баскетбольный мяч. Учащиеся под названными номерами быстро начинают бег со старта за мячом. Тот, кто первым коснется мяча, получает очко. Играют установленное время. Команда, получившая большее количество очков, становится победителем.
Правила:
1. Начинать бег можно с любого старта.
2. Если оба игрока одновременно касаются мяча, то оба получают по очку для своей команды.
3. Вырывать мяч у соперника нельзя, только касаться мяча.
Эту игру можно использовать в основной части урока для отработки стартов и развития быстроты. Кроме того, игра может быть использована и на уроках по спортивным играм (баскетболу) для учащихся средних и старших классов.
«Гонка с выбыванием». С помощью флажков или кеглей размечается круг диаметром 10–15 м и на нем проводится линия старта – финиша.
По сигналу все участники одновременно начинают бег по внешней стороне круга против часовой стрелки. После каждого круга (или двух) из игры выбывает тот, кто последним пересекает контрольную линию старта – финиша. Постепенно игроки, выносливость которых развита не очень хорошо, отсеиваются. Победителем является тот, кто остается лидером, т.е. самый выносливый и быстрый игрок. Варианты: по решению учителя или руководителя игры участники могут бежать с набивными мячами, с рюкзаками весом 5–6 кг или надеть пояс с отягощением. Игра может быть дана в конце основной части урока для развития выносливости.
Для развития выносливости и быстроты следует использовать игру «Догони». Все играющие (15–20 человек) располагаются на беговой дорожке стадиона или школьной площадки на расстоянии 5–7 м друг от друга. По сигналу игроки одновременно начинают бег. Задача – не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время самому коснуться рукой бегущего впереди. Осаленные игроки выбывают. Остальные продолжают гонку. Игра заканчивается, когда бегущих останется 2–3 человека. Можно проводить игру до единоличного победителя. Если игра проводится в зале, то надо установить поворотные стойки, которые должны обегаться с внешней стороны. В этом случае число участников в забеге не должно превышать 10 человек. Забеги мальчиков и девочек следует проводить отдельно.
Проведение мониторинга требует умения хорошо выполнять прыжки в длину с места.
Для этого можно предложить игру «Прыгуны». Участники игры делятся на две команды и встают на противоположных сторонах площадки в шеренгу. Между командами проводится линия старта, а можно использовать центральную линию спортивного зала. Все игроки выполняют прыжок с места толчком двух ног. После прыжка первого игрока по пяткам отмечается результат его прыжка. Второй участник выходит к линии, оставленной первым игроком, и так же выполняет прыжок с места с отметкой приземления, затем прыгает третий и т.д. Если последнему игроку удалось перепрыгнуть через среднюю линию, его команда побеждает в этой игре-эстафете. Следует придерживаться правила выполнения прыжков. Если учащиеся владеют техникой тройного прыжка с места, то игру можно проводить, совершая тройной прыжок. Чтобы увеличить количество прыжков для каждого участника, следует организовать 4–5 команд (можно отдельно из мальчиков и девочек – по усмотрению учителя). Игру можно проводить в конце подготовительной или в начале основной части урока.
Физическую нагрузку прыжкового характера учитель также может дать учащимся, предложив им игру «Смена мест». Игроки двух команд располагаются в шеренгах лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки или спортивного зала (за линиями своих «домов»), приседают и кладут руки на колени. По сигналу все игроки прыгают из глубокого приседа, двигаясь вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома». Побеждает команда, игроки которой первыми соберутся за противоположной линией. Затем следуют прыжки в обратную сторону, но в игре не участвует тот, кто последним пересек линию. Или игра может продолжаться до тех пор, пока на площадке не останется по 2–3 самых выносливых прыгуна. Побеждает команда, сохранившая большее число прыгунов. Если соревнование продолжить дальше, то можно определить лучшего прыгуна. Данная игра служит для развития прыгучести и прыжковой выносливости и используется в основной части урока или при проведении различных спортивно-массовых мероприятий. Команды могут быть смешанными, а могут состоять только из мальчиков или из девочек (если хватает участников).
Достаточно интересной для учащихся может быть игра «Опереди соперников» Эта игра проводится в основной части урока и дает учащимся достаточно большую физическую нагрузку. Класс делится на две команды. Каждая команда рассаживается верхом на две-три гимнастические скамейки (в зависимости от количества учащихся) друг за другом. Учитель предлагает ученикам различные общеразвивающие упражнения, которые выполняют все играющие. По оговоренному сигналу учителя все участники бегут в левую сторону, обегая скамейки два раза, и садятся, как сидели до этого. Команда, которая первой заняла исходное положение, получает очко. Игра длится до тех пор, пока одна из команд не наберет на 2 очка больше другой. Однако игра может продолжаться и дольше, если учащиеся могут еще выдерживать нагрузку. После бега вокруг скамеек учащимся следует давать отдых.
Наиболее сложным для учащихся является метание. Для совершенствования метания можно рекомендовать игру «Кто дальше?». Класс делится на две команды. Игроки команды по очереди метают мяч в баскетбольный щит от центральной линии на дальность отскока. Учитель каждый раз мелом отмечает место падения мяча. Побеждает та команда, игроки которой сильнее бросают мяч в щит, посте чего он отскакивает.
Вариант: учитель подбрасывает баскетбольный мяч, а ученики по очереди метают теннисный мяч в баскетбольный.
Игру «Мяч через сетку» можно использовать с целью совершенствования техники передачи баскетбольного мяча двумя руками от груди и его ловли, а также для развития скоростно-силовых качеств. Для игры в спортивном зале на высоте 2 м натягивается волейбольная сетка. Играющие делятся на две команды, каждая из которых делится еще на две равные группы, и все выстраиваются по обе стороны от сетки. По сигналу учителя игроки, толкнув набивной мяч или передав двумя руками от груди баскетбольный мяч через сетку, отходят назад и встают в конце своей колонны. Партнер, стоящий за сеткой, ловит мяч и тем же способом передает его своей команде на другую сторону площадки.
Как только игрок, начавший игру, снова получает мяч, игра заканчивается. Побеждает команда, которая первой закончит переброску.
Подвижные игры для развития двигательных качеств очень интересны учащимся всех возрастных групп. Участвуя в них, можно проверить свою силу, развить выносливость, быстроту, меткость и ловкость. Не обойтись в играх и без смекалки, умения организоваться на площадке, быстро выбрать правильное решение.
Польза подвижных игр – и в том, что они дают возможность лучше узнать друг друга, научиться проявлять терпение и взаимовыручку, правильно относиться к победам и поражениям .Надо знать, что интересно знакомиться и с новыми играми, которые раньше не были известны. Выбор игры зависит также от наличия подходящего места и инвентаря, а также от количества ребят, которые желают принять участие в игре. Если игроков не более 10 человек, то лучше не делить их на команды, а играть вместе с водящим.
Водящего выбирают разными способами:
– его назначает учитель, который проводит игру;
– выбирают сами играющие;
– игроки используют жребий (например, считалку).
В играх, где нет водящего, соревнование проходит обычно между двумя или несколькими командами. Играть интереснее и честнее, когда участники команд равны по силам.
Подбирая игру или эстафету, учитель должен учитывать подготовку играющих и не допускать, чтобы ученики отказывались принимать в команду школьника со слабой физической подготовкой.
Необходимо учить детей, что в играх надо заботиться о тех, кто менее подготовлен, и не укорять таких играющих, если они в чем-то уступили своим соперникам.
Большое значение имеют игры-эстафеты, которые интересны даже учащимся старших классов, особенно при закреплении упражнений, разученных при прохождении того или иного раздела учебной программы, и для закрепления навыков, приобретенных на уроках физической культуры. Использование и многократное повторение подводящих и подготовительных упражнений вызывает у школьников утомление и потерю интереса к выполнению двигательного действия.
Включение в уроки легкой атлетики и спортивных игр подвижных игр, использование игрового метода повторения изучаемого двигательного действия активизирует внимание учащихся, улучшает их эмоциональное состояние.
Овладевая техникой изучаемого вида легкой атлетики, школьники в играх совершенствуют свои двигательные способности. В данных условиях подвижные игры выступают как вспомогательный, дополнительный метод. Последовательность применения игр на уроках должна быть спланирована заранее. Выбор игры зависит от тех педагогических задач, которые ставятся на уроке. Игровой материал необходимо планировать с учетом положительного переноса навыков. Поэтому при изучении элементов, например, легкоатлетических видов подбирать игры следует по степени их трудности для учащихся и в определенной последовательности.
«Встречная эстафета». Команды делятся на две группы, которые располагаются друг напротив друга на расстоянии 30 м. Участники эстафеты стоят в колонну по одному. По команде учителя первый номер бежит к своей второй группе и передает эстафетную палочку стоящему впереди, а сам встает в конец колонны. Получивший палочку ученик бежит к своей первой группе и передает палочку второму номеру и т.д., пока обе группы одной команды не поменяются местами. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее других.
Эту эстафету целесообразно проводить на школьном стадионе или на спортивной площадке на свежем воздухе. Она развивает скоростные качества.
Игра «Обыграй соперника». Чертятся две линии длиной 15 м и шириной 8 м. Играют группы по 5 человек. По сигналу учителя первая пятерка прыгает на одной ноге (по договоренности) от линии старта к финишу. Участник, пришедший последним, выбывает. А в это время другая пятерка выполняет задание. Первые четыре игрока снова выходят на старт, и опять последний выбывает и т.д. Среди играющих пятерок определится победитель, и они могут провести между собой финал.
В эстафете «Перепрыгни и обгони» принимают участие 2–3 команды. Они выстраиваются в колонну по одному в трех-четырех шагах друг от друга. В 15–18 м перед каждой командой ставят стойку, кеглю или кладут большой набивной мяч. Первые номера в командах получают гимнастическую палку. По сигналу учителя первый игрок с палкой бежит до стойки, обегает ее и, вернувшись к команде, передает один из концов палки второму. Держась за концы палки, оба игрока проводят ее под ногами своей команды, двигаясь к концу колонны. Все играющие должны перепрыгнуть через палку, толкаясь двумя ногами. После этого первый игрок остается в конце своей команды, а второй бежит к стойке, обегает ее и снова проносит палку вместе с третьим игроком под ногами играющих и т.д. Игра заканчивается, когда все участники пробегут с палкой. Побеждает команда, которая раньше выполнит задание.
Правила: когда участник проносит палку под ногами, запрещается опускать один из ее концов, ронять палку на пол, наступать на нее. В целях развития скоростно-силовых качеств и техники метания можно использовать игру «За чужими мячами». Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются в колонну по одному. К линии старта вызывается по одному игроку от каждой команды. В руках у них по мячу (лучше разного цвета). По сигналу каждый игрок бросает свой мяч как можно дальше и бежит за чужим мячом. Та команда, игрок которой первым принес мяч к линии старта, получает очко. Затем вызывается следующий игрок и т. д. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Игра «Кто больше?». Каждый из играющих по очереди подбрасывает мяч вверх и бежит, собирая по пути предметы, расставленные в 1 м друг от друга (шашки, городки, флажки, кубики). Выигрывает тот, кто соберет больше предметов до падения мяча на землю.
Игра «Перестрелка» проводится на волейбольной площадке без натянутой сетки. В этом случае имеется средняя линия и лицевые (короткие) границы площадки. Отступив на 1 м от лицевой линии внутри зала, проводят параллельно ей другую линию, чтобы образовался «коридор» («плен»). Такой «коридор» чертится с двух сторон. Играющие делятся на две равные команды, каждая из которых произвольно располагается на своем квадрате на одной половине площадки (от средней линии до «коридора»).
Учитель подбрасывает волейбольный мяч в центре между капитанами, и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды: получив мяч, метким броском выбить игрока другой команды, не заходя за среднюю линию. Противник уворачивается от мяча и пытается его поймать с лета, чтобы осалить игрока противоположной команды. Тот, в кого попали мячом, идет за линию «плена» на противоположную сторону. «Пленный» находится там дам до тех пор, пока его не «выручат» свои игроки. Для этого они должны перебросить ему мяч с воздуха. Если мяч попал к «пленному» после удара о пол, стену или игрока, то «пленный» не «выручается», а лишь перебрасывает мяч товарищам по команде. «Вырученный» же «пленник» вместе с мячом возвращается на свою половину поля. Игра длится 15–20 мин., после чего подсчитывают «пленных» в каждой команде. Игра заканчивается досрочно, если все игроки одной из команд оказались в «плену». При повторении игры команды меняются сторонами площадки.
Правила: нельзя бросать мячом в голову игрока; игрок, не сумевший поймать брошенный в него мяч, считается «пленным». Нельзя бегать с мячом в руках и заступать за среднюю линию – за эти нарушения мяч передается противнику.
«Точно в цель» – эстафета для учащихся 2- 4 -х классов. Играют две команды (отдельно юноши и девушки), которые стоят на противоположных сторонах площадки. По команде учителя первые номера ведут баскетбольный мяч к противоположному кольцу, выполняют два шага после ведения и бросают мяч по кольцу. Мяч необязательно должен попасть в кольцо с первого раза (бросок до попадания). Игра длится до того, как все участники выполнят свое задание. За каждое попадание с первого раза участник получает очко. Побеждает команда, набравшая больше очков. Если в классе много учащихся, то можно организовать несколько команд и провести мини-турнир.
В игре-эстафете «Дальний бросок» участвуют две команды, которые располагаются на противоположных лицевых линиях, лицом к кольцу. По команде учителя первые номера начинают ведение баскетбольного мяча, обводя стойки, которые располагаются в 3 м одна от другой (4–5 стоек). Доведя мяч до 6-метровой линии, выполняют бросок по кольцу (до попадания). После точного броска, поймав мяч и ведя его по прямой, игрок должен вернуться к своей команде и передать мяч следующему и т.д. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Упражнения выполняются по правилам баскетбола. За точное попадание – 3 очка, за все остальные попадания – по 1 очку.
«Попади в цель». На площадке длиной 15–18 м проводят стартовую линию. В середине площадке на расстоянии 1 м друг от друга чертятся 2–3 круга диаметром 40–50 см. Игроки делятся на две команды поровну и строятся в колонны у стартовой линии. От линии старта до первого круга – 10–12 м. Команды по очереди метают теннисный мяч в круги. За попадания в первый круг – 1 очко, во второй – 2 очка и в третий – 3. По сигналу игроки одной команды по очереди метают по одному мячу (у каждого игрока – три мяча). После того, как одна команда заканчивает метание, судьи подсчитывают очки. Затем начинает метать вторая команда, и опять после окончания метания подсчитываются очки. Побеждает команда, набравшая больше количество очков. В эту игру могут играть учащиеся 2-4-х классов, и проводится она в основной части урока. Игру можно проводить на время. В этом случае побеждает команда, в течение определенного времени набравшая большее количество очков.
В игре-эстафете «Посадка картошки» могут играть учащиеся 1-4 -х классов. Организуются две команды и выстраиваются в колонну по одному. В обручи помещают по три набивных мяча весом 1 кг. На площадке на расстоянии 3 м друг от друга перед каждой командой лежат два обруча. До первого обруча 6–7 м. В 5 м от второго обруча помещается стойка или кегля. По сигналу учителя первые игроки переносят мячи во второй обруч (брать можно по 1–2–3 мяча сразу) – обегают стойку и бегут к своей команде; второй игрок из второго обруча переносит мячи в первый обруч – обегает стойку и бежит к своей команде и т. д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету. Если мяч выкатился из круга, участник должен положить его в круг.
Игра «Передай мяч» может использоваться для учащихся 3–5-х классов.
Все играющие делятся на две равные группы и встают шеренгами друг против друга на расстоянии 5–7 м (в зависимости от класса). Крайний (любой) игрок передает мяч стоящему напротив игроку, который ловит мяч и передает его следующему, стоящему напротив и т. д. Если игрок не поймал мяч, то он переходит в «плен» на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч передают в обратном порядке.
Правила: выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Передавать мяч следует в строго определенном порядке. Игра проводится в основной части урока с целью закрепления передачи и ловли баскетбольного мяча.
В игре «Борьба за флажки» участвуют две команды. Количество участников может быть любым, но равным в обеих командах. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих. Цель игры – завладеть флажком противника, сохранив свой. В процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком и т.д.
Правила игры: начинать игру надо по сигналу учителя; в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.
Игра «Мяч». Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке крепость – квадрат, каждая сторона которого равна пяти шагам. Игроки другой команды находятся в поле. Они подходят к крепости не ближе, чем на 5 шагов. В руках у одного из нападающих – мяч. Он бросает его в защитника крепости. Тот, в кого попали, поднимает мяч и бросает его в наступающих, а те, в свою очередь, снова бросают мяч в защитников крепости. Промахнувшийся выбывает из игры.
Правила игры: наступающие бросают мяч с определенного расстояния, не ближе. Они могут уворачиваться от мяча защитников только в пределах поля, а защитники – в пределах крепости .
Игра «Выгони мяч». На противоположных сторонах площадки отмечают две «коновые» линии, расстояние между ними – 10–12 м.
Играющие делятся на две команды, встают друг против друга за линиями. По жребию одна из команд начинает игру. Учащиеся поочередно сильным ударом
ноги посылают мяч в сторону своих противников. Те стараются не пропустить
мяч за черту «кона», отбивают его ногой. Если мяч не докатился до линии «кона», то играющие передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде, пока не пройдет за линию «кона». Игрок, пропустивший мяч, штрафуется (сзади него кладут любой предмет). Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.
Правила игры: встречая мяч, играющий может выйти за «коновую» линию только на один шаг. Если мяч послан слабо и не докатился до «кона», играющий также штрафуется. Эта игра помогает отрабатывать удары в футболе, играть могут и девочки. Игра предназначена для учащихся 3-4 х классов, и проводить ее следует в основной части урока.
«Блуждающий мяч». Все играющие, кроме водящего, выстраиваются в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу баскетбольный мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг и становится водящим. Игра повторяется. Правила игры: передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя передавать мяч через одного: можно – только рядом стоящему игроку. Техника передачи мяча оговаривается перед игрой. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим. Игра используется для учащихся 3-4 -х классов в разделе спортивных игр (баскетбол) в основной части урока.
«Выкати мяч». В игре используется футбольный мяч. Играющие встают в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.
Правила игры: играющие не берут мяч в руки в течение всей игры, они передают его только ногами.
Игра «Поймай мяч». Игроки встают по кругу в 3–4 шагах от водящего, который придерживает рукой поставленную вертикально на пол гимнастическую палку (накрыв ее сверху ладонью). Все игроки имеют порядковые номера. В том числе и водящий, который выкрикивает какой-либо номер и отбегает в сторону. Вызванный игрок должен успеть схватить палку, не давая упасть. Если он не сумел этого сделать, то идет на место водящего, а тот занимает его место в кругу. А если успел, то водящий остается прежний. Игроки могут располагаться лицом, спиной или боком к центру круга. Побеждает после двух-трех минут игры тот, кто ни разу не был в роли водящего Игра проводится в конце основной части урока.
Эстафета «Кузнечики». Команды строятся в шеренгу по одному перед стартовой линией, рассчитываются по порядку. По сигналу первые номера прыжками с места толчком двух ног преодолевают установленную дистанцию – 10–15 м туда и обратно, обязательно заступая за черту на противоположной стороне площадки. Как только первый игрок, приземлившись за стартовой чертой, коснется рукой следующего участника, тот начинает прыжки и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Эстафета может включать следующие задания:
– прыжки на двух ногах;
– прыжки на правой ноге;
– прыжки на левой ноге;
– туда на правой – обратно на левой или наоборот.
Вариант: каждый участник старается преодолеть дистанцию за меньшее число прыжков. Победитель определяется по наименьшей сумме прыжков, затраченных всеми участниками.
«Двенадцать палочек». На камень кладется доска длиной 60–70 см, на один ее конец укладываются 12 палочек длиной 12–14 см. Выбирается водящий. По сигналу учителя или руководителя игры водящий ударяет ногой по поднятому свободному концу доски. Палочки разлетаются, и водящий начинает их собирать. За это время все играющие прячутся. Уложив все 12 палочек так, как они были, водящий идет на поиски спрятавщихся игроков. Тот, кого водящий находит, выбывает из игры. Если кто-то из спрятавших сумеет добежать до доски и со словами: «Двенадцать палочек летят» ударить по ней ногой, то водящий снова начинает собирать их, а все игроки – пойманные и непойманные – опять прячутся. Игрок, найденный последним, становится водящим. Эта игра предназначена для школьников 3–6-х классов, и играть в нее можно в группах продленного дня во время прогулки, а также на отдыхе, в походах и на туристских слетах.
В заключение перечислим игры, которые можно использовать при прохождении различных разделов учебной программы по физической культуре:
1. Игры для совершенствования реакции учащихся: «Вороны и воробьи», «Кто быстрее возьмет теннисный мяч», «Поймай палку».
2. Игры для совершенствования техники легкой атлетики и развития двигательных качеств: «Обгони соперника», «Штандр», «Гонка с выбыванием», «Догони», «Прыгуны», «Смена мест», «Опереди соперника», «Кто дальше», «Встречная эстафета», «Перепрыгни и обгони», «Кто больше», «Перестрелка», «Попади в цель», «Посадка картошки», «Борьба за флажки», «Мяч», «День и ночь», «Кузнечики».
3. Игры для повторения элементов спортивных игр: «Мяч через сетку», «Точно в цель», «Дальний бросок», «Передай мяч», «Выгони мяч», «Блуждающий мяч», «Выкати мяч», «Поймай мяч».
Подвижные игры в разделе «лёгкая атлетика» как средство формирования двигательной активности учащихся на уроках в начальной школе
Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой является одной из задач учителя. С этой целью используются подвижные игры и эстафеты, начиная с младшего школьного возраста. Школьникам гораздо больше нравится играть, чем заставлять себя активно и настойчиво учиться. Перед учителем стоит задача грамотно и умело включать ситуационно-подходящие подвижные игры в свои уроки. Игры особенно полезны на этапе начального освоения физических упражнений. В статье я хочу рассмотреть подвижные игры как предварительную тренировку перед учебной работой на уроках физкультуры в разделе «Лёгкая атлетика», начиная с первого класса. Часто подвижные игры подбираю из учебных пособий, журналов, методических сборников. Подвижные игры воспитывают интерес к преодолению трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Играя, младшие школьники учатся непринуждённо быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, сплочённо действовать в командных состязаниях.
На уроках лёгкой атлетики учащиеся не всегда с удовольствием выполняют учебные задания, особенно когда они связанны с многократным тренировочным повторением. Я предлагаю учащимся подобные задания в игровой форме. Под влиянием игрового азарта младшие школьники бегают, прыгают, метают гораздо увлечённее, быстрее, дальше и сильнее обычного. На уроках лёгкой атлетики в первой четверти в первом классе ставлю следующие задачи: научить детей выполнять элементарные строевые команды и упражнения, правильно ходить, бегать, прыгать, метать.
Соответственно этим задачам разучиваем подвижные игры, простые по содержанию и правилам, скоростной и скоростно-силовой направленности.
Например, если задача нескольких уроков учить правильному выполнению строевых упражнений и команд, бегу в среднем и быстром темпе с изменением направления, и развивать быстроту, включаю подвижные игры: «Быстро по местам», «Октябрята», «Капитаны».
Данные игры учат не только выполнять строевые упражнения, построение в колонну, шеренгу, круг, повороты на месте, но и четко выполнять коллективные действия, а также закрепляют знания об основных положениях рук, ног.
При выполнении задачи бегу и прыжкам в длину с места предлагаю игры: «Соревнования скороходов», «Салки », «Попрыгунчики воробушки», «Прыгуны», «К своим флажкам». Данные игры способствуют закреплению строевых команд, построений, развивают скоростные качества. Если на уроке решается задача — развитие силы и координационных способностей, включаю игры (перетягивание, удержания, выталкивания), передачу с доступными данному возрасту отягощениями, бег или прыжки с грузом, передачу мячей. Такие игры: «Вытолкни из круга», «Посадка и сбор овощей», «Прыжки по полоскам » помогут в решении этих задач.
Для развития быстроты игры, требующие мгновенной ответной реакции на зрительные, звуковые сигналы, бег на короткие дистанции в кратчайший срок, направлен- ные на опережение соперника. Например, «Лиса и куры», «Гуси-лебеди», эстафеты с несложными задачами. Для развития ловкости — игры, требующие точной координации движений, согласование своих действий с действиями партнеров: «Мяч соседу», «Метко в цель», «Догнать переднего».
Для развития выносливости — игры, связанные с большой затратой сил, с продолжительной, непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры. Например, «Охотники и утки», «Невод» и другие.
В процессе игр у младших школьников улучшается общая координация движений, повышаются показатели развития двигательных качеств.
Всё это обуславливает значительное место подвижных игр в учебной программе по физическому воспитанию, особенно в начальных классах.
Увлекаясь игрой, дети забывают о своих недостатках и слабостях и часто демонстрируют результаты, нередко невозможные в обычной деятельности. Играя, дети стремятся к победе, проявляют смелость, расчётливость, силу, быстроту, ловкость и другие ценные личностные качества.
Победа, одержанная в игре, повышает у младших школьников уверенность в себе, приучает к совместным коллективным действиям, у детей формируется навык честного соперничества.

Игровая карточка № 1
Название игры: «Река и ров» .Содержание: Занимающиеся построены на середине зала (площадки) в колонну по одному. Справа от колонны – ров, слева – река. Через реку надо переплыть (идти, имитируя руками движения пловца), через ров – перепрыгнуть. По сигналу учителя «Ров – справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперёд. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку. Ему помогают выбраться, подавая руку. Все возвращаются и строятся посреди зала. По сигналу «Река – справа!» дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Попавшему в ров подают руку, он возвращается к товарищам. Выигрывает игрок, совершивший меньше ошибок.
Игровая карточка № 2
Название игры: «Совушка»
Содержание: Играющие располагаются на площадке произвольно. Выбирается «совушка». Её гнездо – в стороне от площадки. После слов учителя «День наступает – всё оживает» дети ходят, бегают, подражая полёту птиц. После слов «Ночь наступает – всё замирает» играющие останавливаются в той позе, в какой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться: уводит шевельнувшихся в своё гнездо. Учитель произносит «День...». Совушка уходит в гнездо, играющие «оживают».
Игровая карточка № 3
Название игры: «Ловишка в кругу»
Содержание: Посреди площадки чертят круг диаметром 4 – 5 м. Занимающиеся стоят по кругу. Выбирается водящий (ловишка). Он становится в центр круга. По сигналу «Раз, два, три – лови!» дети бегут, пересекая круг. Водящий должен дотронуться до них, не выходя из круга. Осаленный считается пойманным и временно выбывает из игры. Через 1 – 1,5 мин подаётся сигнал «Стой!». Подсчитываются пойманные. Из неосаленных выбирается новый водящий.
Правило: Ловить можно только в кругу.
Игровая карточка № 4
Название игры: «Ловишка с лентами»
Содержание: Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, заложенная за пояс или ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-либо ленточку. Лишившийся её временно отходит в сторону. По сигналу учителя «В круг!» все бегут в круг. Ловишка подсчитывает взятые ленты и возвращает их детям.
Варианты: «Ноги от земли». Нельзя ловить успевших встать на какой-нибудь возвышающийся предмет.
«С мячом». Водящий должен осалить убегающих мячом.
«С приседанием». Нельзя ловить присевшего игрока.
Игровая карточка № 5
Название игры: «Горелки»
Содержание: Играющие становятся парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди на расстоянии 3 – 4 м - водящий. Дети хором произносят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят,
Раз, два, три – беги!
После слова «Беги!» дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут вперёд вдоль колонны: один слева, а другой – справа. Выбегают вперёд, стараются снова взяться за руки и стать впереди водящего. Он пытается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, он с пойманным образует новую пару и становится впереди колонны. Оставшийся без пары – водящий. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу.
Игровая карточка № 6
Название игры: «К своим флажкам»
Содержание: Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого – ребёнок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные по сигналу разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами. Учитель даёт сигнал «Все к своим флажкам!», дети открывают глаза, ищут свои флажки, быстро бегут к ним и вновь образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.
Игровая карточка № 7
Название игры: «Хитрая лиса»
Содержание: Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Учитель обходит круг и дотрагивается до кого-либо из играющих, который становится лисой. По сигналу дети открывают глаза и трижды повторяют (тихо, громче, громко): «Хитрая лиса, где ты?» Лиса прыгает в центр круга и произносит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а лиса ловит (пятнает) их. Запятнанный временно выбывает из игры. По сигналу дети вновь образуют круг. Выбирается новая лиса.
Правило: Лиса не должна выдавать себя.
Усложнение: Можно выбрать 2 – 3 лисы.
Игровая карточка № 8
Название игры: «Подкрадись к спящему»
Содержание: Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги на противоположных концах зала. Одна команда садится на корточки и «засыпает». По сигналу вторая команда подкрадывается к первой как можно ближе. По второму сигналу, первая команда «внезапно просыпается» и догоняет вторую команду, пытаются осалить игроков. Осаленные игроки временно выбывают из игры. Догонять можно только до «дома» второй команды. Через 2 – 3 раза команды меняются местами. Отмечаются самые смелые игроки, которые «подкрадываются» ближе всех.
Игровая карточка № 9
Название игры: «Охотники и зайцы»
Содержание: На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2 – 3 игрока. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. Учитель произносит: «Охотник!» - игроки бегут в домики, водящий бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.
Правило: В руках у охотника может быть 2-3 мяча. Стрелять в зайцев, которые находятся в домиках, нельзя.
Игровая карточка № 10
Название игры: «Передал - садись»
Содержание: Занимающиеся построены в 2-4 колонны. Выбирается капитан, который становится в 3-4 шагах лицом к колонне. По сигналу каждый капитан передаёт мяч первому игроку своей команды, который возвращает его и приседает. Затем капитан передаёт мяч второму игроку, третьему и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, капитан поднимает его вверх. Выигрывает команда, которая первой закончит игру. Игра усложняется, если последний в колонне, получив мяч, бежит на место капитана, а тот встаёт в начале колонны.
Игровая карточка № 11
Название игры: «Медведи и пчёлы»
Содержание: Улей (гимнастическая стенка) находится на одной стороне площадки. На противоположной – луг. В стороне – берлога медведей. Играющие делятся на две команды. «Пчёлы» помещаются в улье (на стенке), медведи – в берлоге. По сигналу пчёлы вылетают из улья, летят на луг за мёдом. После этого медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Как только учитель подаст команду «Медведи!», пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчёлы жалят (осаливают). Ужаленные не участвуют в очередной игре. После двух повторений игроки меняются ролями.
Игровая карточка № 13
Название игры: «Лиса и куры»
Содержание: Из числа учащихся выделяются лиса, петух и охотник, остальные – куры. В зале, в 3 метрах одна от другой, расставляются гимнастические скамейки (насесты). Лиса уходит в свою нору. Охотник с двумя мячами находится в отведённом для него месте. Петух с курами гуляют по залу, собирают зёрна, хлопают крыльями. По сигналу учителя лиса подкрадывается к курам. Петух, заметив её, даёт сигнал «ку-ка-ре-ку» Все куры должны быстро взлететь на насесты. Петух прыгает последним. Лиса, ворвавшись в курятник, старается осалить и увести с собой какую-нибудь курицу, не успевшую взлететь на насест или соскочившую с него. За один набег лиса может утащить только одну курицу. В это же время охотник стреляет в лису – старается попасть мячом с 5-6 шагов. Если лиса подстрелена, выбирается другая лиса. Если сумела убежать, пойманная курица остаётся в доме лисы, которая продолжает охоту. После слов учителя «Лиса ушла» дети спрыгивают со скамеек и гуляют по залу. После 2-3 раз выбираются новые водящие.
Игровая карточка № 14
Название игры: «Запрещённое движение»
Содержание: Играющие вместе с учителем становятся в круг. Объяснив условия игры, учитель выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Повторивший его делает шаг вперёд, затем продолжает играть. Запрещённое движение следует менять после 4-5 повторений.
Игровая карточка № 15
Название игры: «Цепочка»
Содержание: Двое из играющих, взявшись за руки, ловят детей. Пойманные присоединяются и образуют «цепочку», которая не должна разрываться во время ловли. Можно сделать 2-3 водящих и отметить, у кого длиннее получится цепочка.
Варианты: «Рыбаки и рыбка», «Невод».
Игровая карточка № 16
Название игры: «Свободное место»
Содержание: Играющие образуют круг. Водящий бежит за ним, дотрагивается до кого-либо и продолжает движение. Запятнанный бежит в обратную сторону, стремясь опередить водящего и занять своё место. Встречаясь, игроки здороваются: подают друг другу руки, приседают. Тот, кто не успел занять «свободное место», водит.
Игровая карточка №17
Название игры: «Третий лишний»
Содержание: Играющие становятся по два в затылок друг другу, по кругу, лицом к центру. Убегающий занимает место перед какой-либо парой. Стоящий сзади убегает, водящий устремляется за ним. Осаленный становится водящим.
Игровая карточка № 18
Название игры: «Медвежата на льдине»
Содержание: На площадке обозначается льдина. На ней два «медведя». Остальные играющие – «медвежата». По сигналу медведи, взявшись за руки, начинают ловить медвежат. Задержанного отводят на льдину. Когда на ней два медвежонка, они также берутся за руки и начинают ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все медвежата. Пары могут ловить играющих, только окружая их руками.
Игровая карточка № 19
Название игры: «Бездомный заяц»
Содержание: Играющие, кроме двух водящих, становятся в обручи, расположенные в разных местах площадки. Это – «дома». Один из водящих - «волк», другой - «бездомный заяц». Заяц, спасаясь от преследования, забегает в любой «дом». Игрок, к которому забежал бездомный заяц, лишается места и сам становится бездомным зайцем. Если волк запятнает зайца, они меняются ролями.
Акробатические упражнения подразделяются на три большие группы:
прыжки, балансирования, бросковые упражнения.

Акробатические прыжки.
Эту группу составляют прыжковые упражнения с частичным или полным вращением тела, т.е. опорные и безопорные перевороты. Подразделяются на пять групп:
Перекаты – упражнения, характеризующиеся вращательным движением тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Они выполняются вперёд, назад и в стороны, в группировке, согнувшись и прогнувшись. Перекаты используются как самостоятельные упражнения и как подготовительные при изучении более сложных упражнений. Они применяются в вольных упражнениях как связующие элементы некоторых соединений.
Кувырки – вращательные движения тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперёд, назад и в сторону; в группировке, согнувшись и прогнувшись. Кувырки вперёд могут выполняться и с полётом после толчка ногами.
Перевороты – вращательные движения тела с полным переворачиванием и промежуточной опорой.
Данная подгруппа включает в себя следующие разновидности:
1) собственно перевороты с фазой полёта (одной или двумя). Выполняются вперёд, назад, с разбега и с места;
2) перевороты колесом с последовательной опорой каждой рукой и ногой без фазы полёта. Выполняются вперёд, назад и в стороны;
3) перекидки, характеризующиеся медленным, равномерным вращением тела с одновременной опорой руками, рукой, без фазы полёта. Выполняются вперёд и назад с варьированием исходных и конечных положений.
Полуперевороты. В отличие от переворотов не содержат полного вращения. Выполняются вперёд и назад прыжком с одной части тела на другую. Сальто – наиболее сложные акробатические прыжки. Это безопорные вращения в воздухе вперёд, назад или в сторону с полным переворачиванием через голову. Некоторые виды сальто выполняются с поворотами. Например: полпируэта, пируэт, двойной пируэт, твист.
Балансирования.
Данная группа объединяет акробатические упражнения, в основе которых лежит сохранение собственного равновесия или уравновешивание одного или нескольких партнёров. Упражнения в балансировании подразделяются на три подгруппы:
Одиночные упражнения – стойки, мосты, шпагаты.
Парные упражнения – один партнёр (нижний) не только сохраняет собственное равновесие в различных положениях, но и уравновешивает другого (верхнего) партнёра.
Групповые упражнения – пирамиды втроём, вчетвером, впятером и т.д.
Бросковые упражнения.
В основе этой группы упражнений лежит бросок и ловля одного партнёра другим или несколькими партнёрами.
Группировка, перекаты – основные подготовительные упражнения для кувырков и сальто.
Умение группироваться – одно из определяющих условий правильного использования этих упражнений. Поэтому необходимо изучить группировку сидя, в приседе, лёжа на спине, широкую группировку (захват руками за бёдра снизу, снаружи у подколенных впадин, ноги врозь), которая применяется при исполнении некоторых акробатических упражнений. Например: круговой перекат, сальто боком.

Перекаты изучаются из упора присев, из стойки на голове, лёжа на спине, из стойки на коленях, из посадки ноги врозь.

Кувырок вперёд.
В упоре присев, опираясь руками впереди ступней, начать толчок ногами. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперёд и, до конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшись через голову и коснувшись лопатками пола, быстро сгруппироваться. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола опустить ноги и, посылая руки вперёд, прийти в упор присев.

Кувырок назад.
Из упора присев, толкаясь руками, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперёд, перекатываясь на лопатки, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать. В момент переката через голову необходимо опереться на поставленные руки на пол за плечами и отжаться.


Колесо.
Колесо выполняется вправо или влево в лицевой плоскости в стойку ноги врозь, руки в стороны. Поворот следует начинать только перед постановкой на пол первой руки (левой при выполнении влево). Руки и ноги ставятся по одной линии, примерно через равные расстояния, тело совершенно прямое, ноги максимально разведены врозь. Основные компоненты техники – мах одной и толчок другой ногой.Перед обучением колесу занимающимся следует усвоить стойку на руках ноги вместе и врозь (с поддержкой), затем выход в стойку на руках ноги врозь переворотом в сторону из стойки боком или лицом в направлении движения. Партнёр, стоя сбоку исполняющего со стороны спины, помогает ему выйти в стойку, поддерживая левой рукой у поясницы справа, а правой слева. Далее из стойки на руках ноги врозь ученик с помощью партнёра выполняет вторую половину переворота. После этого можно делать переворот колесом в целом (с места) из стойки лицом по направлению движения с помощью. После этого осваивается колесо с темпового прыжка (с места), затем с 2-3 шагов и, наконец, с разбега
Статические упражнения
Стойка на лопатках Из положения лёжа на спине, руки вдоль туловища, ладони к полу, сгибаясь, поднять ноги, а затем и таз от пола (опираясь на лопатки и затылок). Упереться руками в поясницу (большими пальцами вперёд) и, направляя ноги вертикально вверх, разогнуться в тазобедренных суставах. Для большей устойчивости держать локти ближе друг к другу. Выполняют стойку на лопатках из седа перекатом назад, из упора присев перекатом назад, из основной стойки, приседая, перекатом назад и кувырком вперёд из упора присев.
Стойка на голове Из упора присев на правой (левой) левую (правую) назад на носок, согнуть руки и опереться верхней частью лба так, чтобы точки касания образовали равносторонний треугольник, махом одной и толчком другой выполнить стойку на голове.

Стойка на руках
Из упора присев на левой, правую назад на носок, руками опереться впереди согнутой ноги примерно на шаг, ладони пальцами вперёд, пальцы врозь и полусогнуты. Махом правой и толчком левой, подавая плечи вперёд так, чтобы они были над кистями, выполнить стойку на руках без прогиба в пояснице. При обучении выполнять стойку у гимнастической стенки, опираясь ногами, с поддержкой партнёра.
Мониторинг физического развития обучающихся включает в себя ряд тестов по оценке физической подготовленности школьников, разработанных специалистами в ходе реализации проекта «Совершенствование деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры» в рамках Федеральной целевой программы развития образования в 2009 году.

Для проведения сравнительного анализа тестирование проводится учителем физической культуры общеобразовательного учреждения в начале и в конце учебного года. В дальнейшем при помощи таблиц (с нормативами, различающимися в зависимости от пола и возраста ребенка) можно оперативно проанализировать данные физического развития обучающегося за разные годы обучения в школе. Интегральная оценка физической подготовленности обучающегося на основании результатов всех проведенных тестов выставляется учителем физической культуры.

Для проведения мониторинга физического развития обучающихся общеобразовательных учреждений взяты тесты, входящие в систему общероссийского мониторинга, оценочная шкала разработана Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (ВНИИФК). Оценка физического развития обучающихся 7-18 лет проводится согласно следующим нормативам:

Бег на 30 м., сек.

Возраст
Лет
месяц
Уровень физической подготовленности

высокий выше среднего средний ниже среднего низкий

100%
И выше 85-99% 70-84% 51-69% 50% и ниже
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
7,0-7,5 5,6 и ниже 5,7-6,1 6,2-6,7 6,8-7,4 7,5 и выше

7,6-7,11 5,5 и ниже 5,6-6,0 6,1-6,6 6,7-7,3 7,4 и выше

8,0-8,5 5,4 и ниже 5,5-5,8 5,9-6,3 6,4-7,0 7,1 и выше

8,6-8,11 5,3 и ниже 5,4-5,8 5,9-6,3 6,4-6,9 7,0 и выше

9,0-9,5 5,1 и ниже 5,2-5,6 5,7-6,1 6,2-6,7 6,8 и выше

9,6-9,11 5,1 и ниже 5,2-5,6 5,6-6,0 6,1-6,6 6,7 и выше

10,0-10,5 5,0 и ниже 5,1-5,4 5,5-5,9 6,0-6,5 6,6 и выше
Категория: Мои файлы | Добавил: надежда
Просмотров: 5285 | Загрузок: 834 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block title
Block content